choisir la langue:

Главная \ Новости \ Новости епархии \ "Два Мартина": приходская статья о португальском святом неразделенной Церкви

"Два Мартина": приходская статья о португальском святом неразделенной Церкви

07.06.2016

"Два Мартина": приходская статья о португальском святом неразделенной Церкви

Два Мартина

 

В VI веке пришел в западные земли Европы человек с востока. Он обратил в христианство германское племя свевов, обитавшее в древности на территории Португалии, и принес на иберийский полуостров мудрость египетских пустынь.

Его имя - святой Мартин, епископ Брагский.

 

 

Это случилось около 550 года. Сын свевского короля Тевдемира заболел проказой. Вся свевская элита того времени, во главе с правителем, исповедовала арианство. Но когда врачи подтвердили, что мальчик обречен, король принял непростое решение: обратиться за помощью к христианскому святому. Он отправил посольство во франкское государство с просьбой передать ему частицу мощей святого чудотворца Мартина Турского.

 

Святой Мартин Турский, живший за 200 лет до описываемых событий,  был родом из Паннонии, — территория нынешней Словакии, Словении, Сербии и других государств. Придя во франкские земли в звании офицера римского легиона, Мартин стал монахом, а затем епископом города Тур. Он смело выступал против арианской ереси, прославился великими чудесами и был прозван Милостивым.

 

Просьба короля была удовлетворена и часть целебных мощей отправлена морем в земли свевов. В жизнеописании святого Мартина Турского неоднократно встречаются случаи исцеления больных детей по просьбе их родителей. Чудо произошло и в этот раз. Пока мощи были в пути, проказа оставила королевича. Летописцы сообщают, что он вышел встречать святыню совершенно здоровым.

 

Еще один Мартин


Вместе с посланцами с корабля сошел тезка святого - священник по имени Мартин.

Он также был родом из Паннонии - земли, которую впоследствии заселили славянские племена. В молодости Мартин путешествовал по восточным странам и жил в Палестине. Затем поселился среди франков, желая быть рядом с мощами своего покровителя, святого Мартина Турского.

Следуя за мощами любимого святого, Мартин пришел в земли свевов и остался там навсегда.

 

"Родился в Паннонии, и вдохновляемый Провидением приплыл через буйные моря сюда, в галисийскую землю, которая приняла меня в свое лоно. Я был посвящен во епископы здесь в твоей церкви, о славный исповедник Турский. Восстановил веру и благочиние и, исполнившись решимости следовать твоим стопам, я, твой слуга, который носит твое имя, но недостоин тебя, отдыхаю здесь в мире с Богом"

Эпитафия  Мартина Брагского, 

написанная самому себе

 

Довольно скоро Мартин сделался епископом городка Думио и основал первый на иберийском полуострове монастырь. Он хотел, чтобы жизнь обители строилась на традициях восточного монашества. Для наставления иноков Мартин перевел на латынь труды египетских пустынников и другие аскетические сочинения Востока, привезенные когда-то из Святой Земли.

Постепенно монастырь стал мощным духовным и культурным центром страны. Мартин открыл при обители библиотеку и школу. Желая передать свевам святоотеческую мудрость, Мартин ввел в школьную программу не только латинский, но и греческий язык.

 

Монастырь в Думио просуществовал пять веков. Постепенно монашеская жизнь в его стенах затихла. Возможно это связано с тем, что в X-XI монастыри Западной Европы были реформированы по бенедектинскому уставу. Монашество получило иные ориентиры.  Тем не менее, на территории монастыря некоторое время продолжала действовать приходская церковь.


Руины Думийского обители сохранились до наших дней. В конце XX века на территории монастыря начались археологические раскопки, которые продолжаются по сей день.

 

Христианство для всех


Спустя четыре года, после прихода Мартина на Пиренейский полуостров, король принял решение добровольно отречься от арианской ереси. Одновременно в никейскую веру обратились многие свевы.

В 562 году Мартин был избран епископом свевской столицы – города Браги, что значительно расширило сферу его деятельности. Теперь он поставил перед собой новую задачу: сделать христианство понятным и близким для разных социальных групп.

Так, по просьбе короля, Мартин сочинил поучительный трактат для правителей, под названием «Правило честной жизни». Среди наставлений, которые он дает королю, есть, например, такие:

 

«Если обладаешь великодушием, которое также называют стойкостью, то будешь идти по жизни уверенно как свободный человек, без страха и с радостным сердцем».

«Советуйся с критиками охотно и терпеливо. Если человек упрекает Тебя справедливо, воздай ему должное; если нет, то будь уверен, что он хотел помочь»

 

Простолюдинам Мартин старался объяснить тщетность языческих суеверий. Советовал, например, перестать поклоняться крысам и моли, показывая бессмысленность обычая приносить жертвы домашним вредителям, поедающим пищу и одежду.

Мартин настойчиво пытается удалить из повседневной жизни остатки языческого многобожия. Благодаря его проповеди в португальском языке названия дней недели, перестали именоваться в честь богов римского Пантеона. В то время, как живущие по соседству испанцы и французы до сего дня продолжают называть вторник днем Марса, а пятницу днем Венеры.

По инициативе Мартина епископы дважды съезжаются на соборы, где осуждают учение о влиянии звезд на судьбу человека, а также представление о том, что причиной ненастья и засухи является враг рода человеческого. Кроме того, епископы разрабатывают и утверждают каноны для священнослужителей, в которых, например, существует запрет требовать с мирян плату за совершение таинств. 

 

Нужна ли хорошая репутация?


Интересно, что, будучи изысканным и искусным писателем, Мартин в посланиях к простому люду, использовал грубые "деревенские" обороты речи. Красота сочинений, в данном случае, его не волновала. Важно было сделать поучения наиболее привлекательными для малограмотных слушателей. Это один из примеров презрения Мартина к собственной популярности.  В книге «Поучения египетских отцов» он рассказывает такую историю:

 

"Брат спросил старца: "Хорошо ли иметь в глазах людей добрую репутацию?»

Старец отвечал: «Репутация не рождает добродетели. Не желаю, иметь хорошую репутацию у брата; напротив, хочу избежать этого».

 

Брагский обряд


Благодаря усилиям Мартина, в течение нескольких десятилетий, самое западное в Европе монашество воспитывалось на литературе и традициях христианского Востока. Поэтому неудивительно, что между духовенством свевских земель и Византии наладились деятельные отношения. Элементы византийского богослужения проникли в древний богослужебный чин, так называемый Брагский обряд. Это местный порядок совершения Евхаристии и Крещения, сформировавшиеся еще во времена раннего христианства.

Интересно, что Мартин довольно смело защищал древнюю богослужебную традицию Браги от попыток латинизации со стороны Рима. Одновременно он сумел очистить Брагский обряд от арианских искажений, появившихся в предыдущем веке. Сделано это было так искусно и деликатно, что, обычных для таких случаев, смут и раскола удалось избежать.

 

Брагский обряд просуществовал еще 1000 лет и уже в XV веке был официально заменен римским. Только в ХХ веке католические храмы Браги, после пяти столетий запрета, получили разрешение служить Литургию так, как служили ее во времена святого Мартина.

 

Апостол свевов


В древнем кафедральном соборе Браги, на стене одной из капелл, развешаны медные доски с именами всех епископов, занимавших Брагскую кафедру. Первый из них Петр, был рукоположен в 54 году от Рождества Христова, самим апостолом Иаковом. Тридцать третьим по счету указан святой Мартин Брагский, названный апостолом свевов.

Случилось так, что племя свевов давно уже исчезло с лица земли. Но труды его просветителя не пропали даром. Спустя всего 5 лет после смерти святого, в 585 году Брага вновь перешла под власть ариан: свевское королевство пало под натиском племени вестготов. Однако, через два года после победы, завоеватели во главе с королем Реккаредо сами приняли христианство. 

 

Смиренный епископ


Современник Мартина, епископ и поэт Венанцио Фортунато, говорит, что Мартину рукоплещет спасенная им земля. Святой Григорий Двоеслов и святитель Григорий Турский  удивляются его трудам и подвигам. Однако жизнь самого Мартина есть «Призыв к скромности», так называется один из его трактатов.

Всматриваясь в жизнь святого епископа, и наблюдая за его посмертным почитанием, невольно начинаешь думать, что скромность характера проявляется и за гробом. Так, в Португалии память Мартина Брагского практически незаметно для мира отмечается 22 октября, а через две недели с большим размахом всенародно празднуется память его святого покровителя Мартина Турского. Португальцы чтят память двух Мартинов почти одновременно, но обыкновенно вспоминают и рассказывают только об одном из них - о чудотворце Мартине Турском. При этом просветитель Португалии и Северной Испании Мартин Брагский остается в тени. Католические монахи Пиренейского полуострова давно уже не используют трудов епископа Мартина в своей аскетике. Этого грандиозного святого любят и чтят в основном те, кто живет в окрестностях Браги.

В 2015 году в православной общине города Порту, появилась икона святого Мартина. Это работа живущей в Португалии иконописицы Марины Шабановой. Рядом со святым Мартином Брагским изображены еще два святителя неразделенной церкви - святые Фруктуоз и Розенд. Епископу Мартину теперь молятся такие же, как и он сам, пришельцы из далеких славянских земель.

 

Мария Пискунова